главная
человек
энергетические каналы
|
Теория Пяти Элементов (У-СИН) отражает пять категорий окружающего мира, а именно: дерево, огонь, земля, металл и вода. Теория Пяти Элементов сформулирова-лась в Китае на рубеже династий Инь и Чжоу (6 век — 221 г. до н. э.) и состоит в том, что все явления во Вселенной имеют природу Пяти Элементов и эти Элементы находятся в постоянном движении.
Пять Элементов имеют различные свойства, но они зависят друг от друга и тесным образом взаимосвязаны друг с другом, поддерживая относительный баланс. Теория У-СИН применяется для анализа явлений окружающего мира, физиологии и патологии организма, для объяснения взаи мосвязей органов, а также для целей диагностики и ле чения.
Итак, все явления окружающего мира классифицировались по аналогии со свойствами Пяти Элементов. В трактате "Шу Цзин" они описываются так: "Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; постоянная природа дерева — поддаваться сгибанию и выпрямляться; постоянная природа огня — гореть и подниматься вверх; постоянная природа земли — принимать посев и давать урожай; постоян ная природа металла — подчиняться внешнему воздействию и выпрямляться». Аналогично классифицировались и другие природные явления и функции человека.
явления
|
пять элементов
|
дерево
|
огонь
|
земля
|
металл
|
вода
|
п
р
и
р
о
д
а
|
сторона света
|
восток
|
юг
|
центр
|
запад
|
север
|
вкус
|
кислый
|
горький
|
сладкий
|
острый
|
соленый
|
цвет
|
зеленый
|
красный
|
желтый
|
белый
|
черный
|
рост и развитие
|
зарождение
|
рост
|
трансформация
|
плодоношение
|
замирание
|
внешние факторы
|
ветер
|
жара
|
влажность
|
сухость
|
холод
|
сезоны года
|
весна
|
лето
|
конец лета
|
осень
|
зима
|
ч
е
л
о
в
е
к
|
цзан органы
|
печень
|
сердце
|
селезенка
|
легкие
|
почки
|
фу органы
|
желчный пузырь
|
тонкий кишечник
|
желудок
|
толстый кишечник
|
мочевой пузырь
|
органы чувств
|
глаза
|
язык
|
рот
|
нос
|
уши
|
ткани
|
сухожилия
|
сосуды
|
мышцы
|
кожа и волосы
|
кости
|
эмоции
|
гнев
|
радость
|
размышление
|
грусть и тоска
|
страх
|
Закон взаимодействия Пяти Элементов проявляется сле дующим образом." активация, подавление, угнетение и противо-утнетение.
Активация указывает на нарастание роста и активности. Так, дерево активирует огонь, огонь активирует землю, земля активирует металл, металл активирует воду, и, наконец, вода активирует дерево. Это связи — созидательные и на зываются также связями типа «мать-сын», где каждый элемент является одновременно «матерью» активируемого и «сыном» активирующего элемента.
Угнетающая связь — это сдерживающая, или контроли рующая связь, называемая также «деструктивной». При этом дерево угнетает землю, земля — воду, вода — огонь, огонь — металл и металл — дерево. Здесь каждый элемент играет одновременно роль угнетающего и угнетаемого.
Активация и угнетение являются двумя неотъемлемыми
свойствами Пяти Элементов, которые связывают их в единую
систему — систему У-СИН (Пять Начал). Без активации
нет угнетения, без угнетения нет баланса и координации
процессов активации.
Расстройства системы У-СИН могут проявляться дис балансом какого-либо одного элемента, но при этом обязательно реагирует вся система в целом, что является своеобразным отражением системной реакции организма ка экстремальное воздействие, нарушающее баланс связей эле ментов системы У-СИН. При избыточном действии угнетающего фактора, по своей природе относящегося к тому или иному элементу, может произойти чрезмерное ослабле ние противоположного — угнетаемого элемента — и такое состояние называется «подавлением». В принципе, подавление похоже на обычное угнетение и идет по тому же пути, однако в отличие от последнего подавление выходит за рамки нормы и является патологическим знаком.
«Противоугнетение» по своему действию противоположно угнетению и появляется также в патологии, осуществляя некоторую активацию угнетаемого элемента угнетаемым. Например, в норме металл угнетает дерево, однако при дефиците энергии металла или гипер активации дерева последнее может протизоугнетать (т. е. стимулировать) металл. В 76-й главе «Су Вэнь» сказано: «Когда ЧИ данного элемента избыточна, он чрезмерно угнетает угнетае мый элемент и стимулирует угнетающий. Когда же ЧИ данного элемента недостаточна, он угнетается угнетающим элементом и стимулируется угнетаемым». Как видно, противо угнетение играет роль «буфера», не позволяя одному из элементов чрезмерно угнетать или угнетаться.
Кроме нормального активирующего взаимодействия по принципу «мать-сын» существует еще аномальное угнета ющее взаимодействие по принципу «сын-мать». Например, в норме вода стимулирует дерево,— т. е. осуществляется принцип «мать-сын», где «матерью» является вода, а «сы ном»— дерево. При чрезмерной активации элемента «дерево» возникает обратное взаимодействие его с водой по принципу «сын-мать», т. е. дерево начинает угнетать воду. Заметим, что во втором случае все равно сохраняется принцип по следовательности терминов, т. е. дерево все равно остается «сыном» воды, а вода — «матерью» дерева. Это взаимодействие также носит определенную компенсаторную роль; угнетая активирующий элемент активируемый не получает уже от него поддержки и это не дает последнему дополнительного источника энергии для своего роста.
Итак, нормальные связи активации и угнетения направ лены на сохранение и поддержание относительного баланса в системе У-СИН. При патологических состояниях возникают (или начинают себя проявлять) другие связи — противоугнетение и принцип «сын — мать», которые по своему характеру являются «буферными», т. е. сглаживающими патологические проявления. Поэтому они с успехом исполь зуются при выборе метода лечения.
В настоящее время теорию У-СИН пока трудно ин терпретировать с научных позиций Западной медицины. Однако в ней заложена мысль о материальности мира, взаимодействия и взаимосвязи частей природы и явлений, о целостности организма, его саморегуляции и системности реакции на внешние раздражители. Пять Элементов не следует понимать буквально, а рассматривать как символы, под кото рые попадают и на основе которых взаимодействуют все предметы и явления природы. Несмотря на такое своеобразие восприятия и построения, теория У-СИН подтверждается на практике, что указывает на ее зна чимость.
..оглавление..
|
...
|