ЧЕЛОВЕК
учение о инь-ян



главная
человек

энергетические каналы




Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ и Чжоу (6 век — 221 г. до н. э.) и впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга Перемен): «ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной».
Мысль о том, что все в природе имеет два начала — ЯН и ИНЬ, присуща всей философии даосизма.
Теория ИНЬ-ЯН, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инструментом его познания. ИНЬ-ЯН — это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Так древние мыслители Китая смогли понять двойственность явлений окружающего мира.
В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются символами ИНЬ и ЯН». Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила — относятся к ЯН; а все основные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь — относятся к ИНЬ. Аналогично и все функции и проявления жизнедеятельности организма могут быть разделены по признаку ЯН-ИНЬ.
Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны — любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН. Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг другу и дополняют друг друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной интерпретацией материалистического принципа единства и борьбы противоположностей, лежащего в основе всех проявлений окружающего мира.

Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме монады (ТАЙ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный — ИНЬ, противоположность и взаимосвязанность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками — «зародышами» одного начала в другом. Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:

1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролировать друг друга. В норме постоянным противоборством ИНЬ — ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается — возникает заболевание. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ».

2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не мзжет существовать изолированно от другого — без ИНЬ не может быть ЯН, также как и без ЯН не может быть ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься вниз (ИНЬ). В 5-й главе «Су Вэнь» сказано: «ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит снаружи и защищает ИНЬ». Применительно к физиологии организма, ЯН соответствует функциональной активности органов и тканей, а ИНЬ — питательным веществам. Как без питания нет активности и жизнедеятельности, так и без активности невозможно потребление и переваривание питательных веществ, которые в свою очередь являются материальным субстратом любой физиологической активности и т. д.

3. Внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся не в фиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга. Например, функциональная активность (ЯН) требует потребления некоторого количества питательных веществ (ИНЬ) — т. е. «потребление ИНЬ приводит к росту ЯН», а с другой стороны, переработка питательных веществ (ИНЬ) требует определенных физиологических затрат от соответствующих органов (ЯН) — т. е. «потребление ЯН приводит к росту ИНЬ». Если эти взаимосвязи не укладываются в нормальные физиологические рамки, то нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.

4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот. В 5-й главе «Су Вэнь» сказано» «Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН... Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод». Примером такой трансформации являются острые лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН) истощает защитные силы организма, и после высокой температуры могут появиться признаки сильного внутреннего холода, такие как внезапное падение температуры, бледность, похолодание конечностей (ИНЬ). Если своевременно применить надлежащее лечение, то энергия ЯН будет сохранена и состояние больного станет постепенно улучшаться, конечности потеплеют, нормализуется температура. Первое является трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе — ИНЬ в ЯН.

5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала — ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО-ЯН) и средний ЯН (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ). Этот признак используют для классификации каналов и в диагностике лихорадочных заболеваний.



..оглавление..









...



.

.

.



Hosted by uCoz