...
кэндо
отношение к тренировкам



главная
айкидо





почитайте, мне кажется это интересно
(КЭНДО - японское фехтование на специальных бамбуковых мечах)

синай - бамбуковый меч используемый в кэндо
удар мэн - удар в голову
удар котэ - удар в предплечье
вадза - техника
суки - место открытое для удара


Отрывок из книги "КЭНДО, полное практическое руководство" (Хироси Одзава, София, 2000)

Кэйко: повторение базовых техник

Кэндо в основе своей представляет собой физические упражнения. Поэтому мышцы, которые используются в Кэндо, должны быть натренированны и развиты в результате многократного повторения базовых техник. Однако ежедневное повторение простых техник требует значительного терпения, поэтому до тех пор, пока вы не будете получать удовольствие или не научитесь получать удовольствие от этого, вы просто не сможете заниматься. К сожалению, мышцы, которые задействуются в Кэндо, очень быстро возвращаются в свое первоначальное состояние, если их не использовать.

Может показаться весьма несложным, когда ваш инструктор говорит «Держи синай вот так, затем наноси мэн вот так». Тело адаптируется естественным образом только в том случае, если вначале найти правильные техники, а затем многократно и целеустремленно повторять их. Таким образом, постепенно будут развиваться также скорость, мышечная сила и умение. На рисунке показано, как изменяется баланс между физическими и ментальными аспектами Кэндо в ходе прогресса от уровня новичка до продвинутого уровня. Здесь можно увидеть, как на начальном уровне доминирует физический аспект и как по мере прогресса новичка постепенно все большее значение приобретает ментальный аспект.

Поиск

К кэйко необходимо относиться очень серьезно, так, как будто каждая тренировка — это ваша последняя возможность сделать все правильно. Это означает, что вы должны сказать себе: «Это мой последний шанс провести кэйко с этим партнером, поэтому я должен быть уверен в том, что отдам ему все, что у меня есть, и не оставлю места сожалениям». Ведь когда дело доходит до индивидуальных кэйко, многие начинают лениться, полагая, что могут заниматься в любое время. Такого рода отношение препятствует настоящему прогрессу, даже если вы занимаетесь каждый день. Но если вы выполняете кэйко серьезно, полностью концентрируясь на своем противнике и используя все свое тело и всю свою нервную систему, то можете быть уверены в настоящем прогрессе. Даже когда дела идут не так уж хорошо, у вас не должно возникать чувства, что вы просто теряете время. То, как вы атакуете, и то, как вы бьете — это поиск, а не просто следование какой-то модели. Если атака слева (омотэ) заканчивается неудачей, то вы должны попытаться атаковать справа (ура). Если и эта атака окажется неудачной, вы должны попытаться еще раз слева. Изобретение и поиск различных моделей атак и ударов и составляет успешное кэйко.

Постепенный прогресс на пути к будущей цели может быть достигнут только при таком отношении к кэйко. Более того, каждое кэйко само по себе должно рассматриваться как важная цель. Кэйко требует инициативы и позитивного мышления именно потому, что оно включает в себя повторение простых базовых техник.

На начальном уровне используйте вадза свободно

На начальном уровне, когда вы хотите нанести удар мэн, недостаточно просто лишь целиться в мэн; это сделает кэйко исключительно монотонным. Это, конечно, правда, что в Кэндо часто произносят слова «Начинай с удара мэн и заканчивай ударом мэн», которые подчеркивают важность техники удара мэн. Однако между первьм и последним ударом мэн необходимо овладеть каждой отдельной техникой. Если вы будете думать только о том, как нанести мэн, то это приведет к сухой и скучной форме Кэндо, абсолютно лишенной напряжения. Чтобы нанести удар мэн, вы должны внимательно следить за позицией вашего противника в целом, продумывая все возможные варианты его реакции. Вот что означает атаковать стремительно продвигайтесь вперед, стараясь сломить защиту противника. Все возможные движения должны рассматриваться как единое текучее действие, которое даст вам возможность найти способ, как создать суки для удара мэн. Вы, к примеру, можете продумать ряд движений, которые отвлекут внимание противника от мэна, заставят его думать, что на самом деле ваша цель — его котэ. На начальном уровне также важно научиться свободно использовать вадза, чтобы наносить мэн, котэ или до. Независимо от того, можете вы использовать все это в дзигэйко (свободной практике) или нет, очень важно научить свое тело всем этим техникам, поскольку такого рода вадза иногда бессознательно возникают во время соревнований. Таким образом, кэйко станет более глубоким и зрелым, что в свою очередь укрепит вашу уверенность в себе.

Значение «больших вадза» для новичнов

Это может прозвучать странным в устах автора, который посвятил так много страниц описанию техник, но я бы хотел подчеркнуть, что вам не следует слишком сильно полагаться на вадза. Вы должны понять, что в Кэндо дух всегда гораздо важнее, чем вадза, и основные элементы кэйко — а именно кирикаэси (непрерывное попеременное нанесение ударов мэн слева и справа) и какаригэйко (практика, в которой разрешены все атаки) —развивают этот дух. К сожалению, большинство учеников не любят их, потому что они представляют собой одновременно и самую простую, и самую сложную часть кэйко. И все же очень важно понять значение этих простых и монотонных форм кэйко. Инструкторам не рекомендуется перегружать учеников детальными объяснениями техник Кэндо, поскольку это может привести к тому, что они будут излишне полагаться на хорошо выполненную вадза, что в конечном счете будет сдерживать личный стиль учеников. Новички должны во время кэйко как можно больше использовать большие вадза — другими словами, использовать большие движения для того, чтобы делать замах синаем и уверенно наносить удар.

Как принимать удар

Если вы вдруг обнаружили, что получили удар, это означает, что противник воспользовался вашей потерей концентрации, слабостью или суки. Реагировать на это следует смиренно и скромно, а затем необходимо подумать, как сделать так, чтобы впредь не получать удары в то же место. Таким образом, вы сможете исправить свои ошибки, улучшить свое кэйко и добиться настоящего прогресса.

Без должного смирения очень сложно продвинуться в Кэндо. В сущности, это сводится к тому, готовы вы или нет признавать свои ошибки и делать так, чтобы они больше не повторялись. Не пристало говорить слова, вроде «Этот удар не считается» или «Это был слабый удар». Не важно, насколько слабым был удар или насколько далек он был от цели — даже если удар кот (предплечье) пришелся на кулак; чтобы избежать еще одного попадания в то же самое место, вы должны думать о том, почему это произошло и каким образом вы могли бы парировать этот удар. Это ведет к совершенствованию.

Преодоление барьера

Во всем есть высшая точка, к которой вы стремитесь. Когда вы взбираетесь на гору, эта точка — вершина горы. Но когда вы достигли вершины одной горы, вы можете принять новый вызов и попытаться взобраться на еще более высокую гору. Для этого ноюго предприятия необходимо, основываясь на предыдущем опыте, учесть новые факторы и условия.

То же самое происходит и в Кэндо. Возьмем, например, систему степеней мастерства. Когда вы пытаетесь сдать экзамен на второй Дан (степень), вам необходимо, основываясь на том, чему вы уже научились, принять в расчет новые факторы.

Когда вы хотите получить третий Дан, вы должны соответствовать как требованиям второго Дана, так и требованиям третьего Дана. Для того чтобы прогрессировать должным образом, необходимо не просто продолжать заниматься тем, чем вы занимались. Иногда необходимо отважиться сделать шаг вперед, чтобы преодолеть этот барьер.

Важность взвешенных инструкций

Если на ранней стадии слишком большое внимание уделяется какому-либо одному аспекту, это нередко не позволяет развить природный талант новичка. Хорошее Кэндо может развиться только благодаря подлинной самобытности, но создается впечатление, что достичь такого рода Кэндо стало практически невозможно. Как уже говорилось в начале этой главы, занятия Кэндо заключаются в поиске правильной вадза и многократном повторении этой вадза. Однако в последние годы подобного рода поиск практикуется все меньше.

Корнем проблемы, вероятно, являются соревнования и связанный с ними чрезмерный акцент на победе и поражении. Я не возражаю против того количества соревнований, которое проводится каждый год в Японии, я также думаю, что каждому, кто желает принять участие в этих соревнованиях, должна быть предоставлена возможность сделать это. Однако детей, которые только начинают заниматься Кэндо, сразу же учат техникам, благодаря которым они могут выигрывать соревнования, и поэтому сделать занятия расслабленными и всесторонними очень сложно. Это также связано еще и с тем, что сегодня многие в Японии начинают заниматься Кэндо для того, чтобы сделать себе имя. Эти люди сами себя вводят в заблуждение, убеждая себя в том, что они постигли истинную суть Кэндо только потому, что научились нескольким техникам, полезным для того, чтобы выиграть соревнование. Поэтому — по крайней мере, на начальной стадии — новички должны стараться скорее победить себя, а не противника.

Меч - это человек

Всегда помните, что ваш стиль и ваше поведение в Кэндо очень точно отражают вашу личность. У спортсмена с взрывным характером и Кэндо будет взрывное. И наоборот, небрежное отношение породит небрежный стиль Кэндо. Само собой разумеется, что для того, чтобы заниматься Кэндо на высоком уровне, ваша личность должна быть на таком же уровне. Тот, кто демонстрирует блестящее Кэндо, представляет собой продукт всего того, что он пережил и перенес на собственном опыте. Ваш опыт и ваша жизнь неизбежно будут влиять на ваше Кэндо. Вы должны развивать и сознание, и тело, если хотите понять истинную сущность Кэндо. Энтузиазм и целеустремленность — вот два наиболее важных качества, необходимых для успешного Кэндо. В своей книге «Академические исследования как работа» Макс Вебер пишет: «Люди, лишенные энтузиазма, который не дает им испытывать чувство сожаления по поводу того, что они потратили всю свою жизнь на поиски одной-единственной пропавшей буквы из старого, изъеденного молью манускрипта, не подходят для академических исследований». В Кэндо также есть люди, которые говорят: «Я выполняю кэй-ко с одной лишь целью — нанести один-единственный совершенный мэн». Идея, стоящая за этим, является основой Кэндо — она демонстрирует, что цель не в достижении славы и не в похвальбе своими успехами. Целеустремленный энтузиазм, без ожидания каких-либо материальных вознаграждений,—вот что жизненно необходимо.

Кэндо бесконечно

Если бы вас спросили, почему вы занимаетесь Кэндо, как бы вы ответили на этот вопрос? У каждого будет свой индивидуальный ответ и зависеть он будет от возраста и других факторов. Но для себя важно выяснить причины, почему вы хотите практиковать Кэндо, прежде чем вы начнете заниматься. Кэндо требует, чтобы вы противостояли своему оппоненту в додзё и побеждали в соревнованиях. Однако это не означает, что вы должны изучать Кэндо, исходя из следующих причин:

(1) чтобы сражаться с людьми
(2) ради тщеславия
(3) чтобы унижать людей
(4) чтобы укрепить свою репутацию
(5) ради финансовой выгоды

Всегда держите в голове эти моменты и целеустремленно занимайтесь кэйко. К сожалению, есть люди, которые практикуют Кэндо с энтузиазмом, но не обращают внимания на эти моменты, думая только о немедленном, ощутимом результате. Слишком большая озабоченность достижением земных целей и удовлетворением своих амбиций, скорее всего, негативно отразится на вашем Кэндо. Более того, очень большая ошибка думать, что, поняв технику, вы автоматически поймете суть; Кэндо бесконечно, поэтому вместо того, чтобы концентрироваться на победе и поражении, думайте о том, как совершенствовать свое мастерство.

Избегайте занятий в одиночку

Восхищение перед занятиями в одиночку в Кэндо неуместно. Рост, конечно же, — естественный и до определенной степени индивидуальный процесс. Если вы наделены талантом, то вы можете дойти до определенного уровня, следуя только своим желаниям, но этот талант, данный свыше, в конечном счете погибнет, не достигнув зрелости. Если бутон ваших природных качеств не будет постоянно взращиваться, то он никогда не расцветет. Поэтому чем больше ваш талант, тем больше необходимость практиковать вадза с хорошим инструктором и совершенствовать свой дух. И в техническом, и в духовном смысле невозможно достичь первоклассного Кэндо только благодаря самостоятельному изучению. Мастера Кэндо прошлого добились своего положения только благодаря тому, что изучали сильные стороны своих предшественников и вводили их в свою практику. Чтобы изучать Кэндо, у вас должен быть учитель, и вы должны внимательно наблюдать за тем, как он ведет себя в додзё и в жизни.

Сюгё (обучение ученика, живущего в доме мастера)

Система сюгё —это традиционный метод тренировки, который в последнее время не так часто практикуется в мире Кэндо. После того как ученик, или «последователь», получал разрешение, он переселялся к «мастеру» и жил в его доме двадцать четыре часа в сутки, день за днем. Но это не означает, что у последователя появлялось больше возможностей для кэйщ на самом деле все его время было занято тем, что он занимался хозяйственными делами мастера, такими, как уборка и стирка. Однако это положение давало последователю в то же время возможность наблюдать за тем, как его мастер учит тех учеников, которые ежедневно приходят к нему тренироваться. В этом случае возможность так близко наблюдать представлялась лучшей тренировкой, какую он только мог получить. Наблюдая и слушая наставления своего мастера во время тренировок, он естественным образом подмечал множество различных подсказок, которые потом использовал. Это основополагающая концепция сюгё, традиционного метода, который пропагандировал идею, что вадза должна впитываться и усваиваться индивидуально. Вещи, которым тщательно обучают, очень скоро забываются; и наоборот, те вещи, которые приобретаются благодаря изобретению своих собственных техник путем проб и ошибок, входят в тело и поэтому никогда уже не забываются.

Таким образом, ученик, живущий в доме мастера, начинает свое сюгё с наблюдения и изучения. Посредством изучения вадза он из первых рук перенимает характер своего мастера. Следуя ритму ежедневной жизни мастера, последователь начинает принимать ту же стойку Кэндо, то же отношение и ту же философию. И прежде чем он сам это замечает, стиль его мастера становится его второй натурой. Когда мы задумываемся над тем, до какой степени последователь подвергается влиянию мастера, то не остается никаких сомнений в том, что положение мастера не из легких.

Сегодня лишь немногие последователи живут в домах своих мастеров — факт, который связан со взаимоотношениями, складывающимися между учителями и учениками в додзё современных городов. И все же, инструктор ни на минуту не должен забывать о том, что за ним наблюдают. Молодые люди сеют зерна, которые позже дадут ростки и созреют. Качество урожая зависит от зерен, которые были посеяны, и поэтому метод обучения очень важен для производства здорового плода.

Следовать за старшим

В Кэндо вам всегда говорят «следуй за старшим» в кзйко. Старшим может быть учитель, мастер, кто-то более сильный или способный. При условии, что он обладает правильными качествами, «старший» может на самом деле быть даже младше вас. «Следовать» означает уважать его и искать руководства у этого человека с открытым сознанием. Если у вас будет искреннее и открытое отношение, если вы будете признавать значимость старших и выказывать им должное уважение, то в конце концов сами сможете подняться до их уровня. Вот что подразумевается под словами «следуй за старшим». Вы должны стараться отождествить себя с идеями тех, кто лучше вас, тренироваться, непосредственно контактируя с живым примером того, к чему стремитесь.

За двумя зайцами погонишься — ни одного к поймаешь

В Японии есть поговорка, которую понимают практически везде: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Другими словами, если вы жадный и пытаетесь преследовать две вещи одновременно, то в результате вы не достигнете ничего. То же самое относится и к Кэндо. Для того чтобы пройти через первую ступень Кэндо, когда все кажется сложным, а затем стать по-настоящему хорошим кэн-доистом, необходима приверженность. Чтобы достичь чего-нибудь великого, вы должны посвятить этому всю свою жизнь. Это требует сильной личности, умонастроения, которое выражено в поговорке: «Одна дорога ведет к десяти тысячам свершений». К сожалению, когда вы смотрите вокруг, вам часто кажется, что трава зеленее на другой стороне. Вы часто просто не в состоянии сесть спокойно и расслабиться, поэтому склонны следовать в том направлении, которое кажется вам правильным именно в этот момент, не обдумывая все в целом. Нет ничего сложнее, чем преследовать какую-то вещь, не отклоняясь от намеченного. В Кэндо —даже когда вы достигает возраста семидесяти или восьмидесяти лет — вы не можете почивать на лаврах, потому что по-прежнему остается место прогрессу, и поэтому потребность в сюгё остается.

Самое важное—это создать в себе самом резерв, который никогда не иссякнет. Другими словами, вы должны следить за тем, чтобы ваше стремление продолжать заниматься Кэндо не ослабевало, и стараться постоянно и целеустремленно фокусироваться на нем. В последнее время стала распространяться тенденция к многообразию в противовес специализации. Вы должны остерегаться этого, поскольку существует опасность, что вы превратитесь в человека, который за все берется, но ничего толком не умеет делать. Помните, «за двумя зайцами погонитесь — ни одного не поймаете».

Непрерывные, крепкие удары во время обычных кэйко

Когда дело доходит до соревнований, лишь немногие могут проявить больше силы, чем они проявляют во время нормальных кэйко. На самом деле, из-за нервозности некоторые ученики становятся даже менее сильными, чем обычно. Поэтому важно правильно выполнять обычные кэйко, чтобы вас не так просто было смутить во время соревнования. Это означает необходимость учиться первым наносить результативный удар, без лишних или бесполезных движений. Это также означает быть всегда готовым среагировать на любое движение своего противника. Таким образом, во время ваших кэйко вы должны быть в высшей степени бдительны.

Мытье пола - это часть кэйко

Содержать в чистоте место, где вы занимаетесь сюгё, важно по нескольким причинам. Это служит формой упражнения для ног и спины. Это помогает вам войти в надлежащее состояние сознания для начала кэйко. И, поскольку кэйко проводится босиком, крайне важно, чтобы на полу не было ничего такого, что могло бы причинить травму, например щепок от синая. Более того, если мусор или пыль оставить на голу, то во время кэйко это все будет летать вокруг в воздухе, а люди будут этим дышать, что само по себе вредно. Поэтому уборка пола в додзёъо многих отношениях имеет большое значение.

Занятия в просторный додзё

Способ проведения кэйко зависит от размера додзё. В маленьком додзё вы можете выполнить только нидан-вадза (техники, состоящие из двух шагов) и сандт-вадза (техники тройной атаки), прежде чем столкнетесь со стеной. В таких додзё совершенно невозможно практиковать дзоку-вадза (техники непрерывной атаки). Один из способов выполнения аси-сабаки кэйко в маленьких додзё — это двигаться в сури-аси примерно метров двадцать, при этом следите за тем, чтобы правая нога была ведущей, а левая не выступала вперед. Синай при этом держится горизонтально за спиной, руки свободно свисают по бокам, а спина вытягивается, так чтобы синай поддерживался сгибами рук. Грудь должна быть выставлена вперед, но при этом следите за тем, чтобы верхняя часть тела не наклонялась вперед, а ваши глаза были устремлены вперед. Рэндзоку-вадза также можно проводить с воображаемым противником (используя при этом свободное пространство). Это делается так: все вместе выстраиваются в одну линию и выполняют движения/шд-зоку-мэн ширэндзоку-котэ, при этом все выполняют удар одновременно. Удар выполняется так: отталкиваетесь от пола левой ногой и делаете как можно более длинный прыжок вперед так, чтобы правая нога твердо ударила в пол. Здесь вы тоже должны внимательно следить за тем, чтобы левая нога не выступала перед правой. Когда вы устаете, ваш замах естественно становится меньше, поэтому важно следить за тем, чтобы вы делали полный замах синаем над головой после каждого воображаемого удара.

Муся сюгё

Термин муся сюгё несколько устарел, он относится к традиции, существовавшей в период Эдо (1603—1868), которая заключалась в том, что занимающиеся воинскими искусствами путешествовали по стране, занимаясь сюгё, чтобы отточить свои навыки. То же самое происходит и сегодня, хотя мы больше не называем это таким образом. Если вы при занятиях Кэндо постоянно будете выполнять кэйко в одном и том же додзё с одними и теми же противниками, то напряжение неизбежно ослабеет и ваше кэйко потеряет свою свежесть. Когда это происходит, вы можете усилить чувство напряженности и вдохнуть новую жизнь в свое кэйко, перейдя в другой додзё или переехав в совершенно другой район. Уезжая летом куда-нибудь, где климат еще жарче, или перебираясь зимой в климат более холодный, чем ваш, и занимаясь сюгё в этих местах, вы подвергаете себя новым трудностям. Но если вы преодолеете их, то ваша уверенность в себе невероятно возрастет. Делая это снова и снова, вы увидите улучшения в своих технических навыках, а также почувствуете огромную духовную пользу. Более того, это разовьет вас как личность и сделает вас духовно бопчсМуся сюгё—это очень позитивная вещь, и мы можем очень многое из нее для себя почерпнуть.



главная / айкидо


...




.

.

.



Hosted by uCoz